Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 06.12.2019, 04:11

Русский язык - легко!

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дистанционное обучение 8 класс

Для тех, кто отсутствовал 

тема  1 Синтаксис и пунктуация 

тема 2 Виды связи. Способы подчинительной связи 

тема  3  Словосочетание 

тест по теме "Словосочетание"

тема  4  Предложение. Понятие о предложении

тема 5 виды предложений по эмоциональной окраске

тема 6 Простое предложение. Виды простого предложения

тест "Простое предложение"

тема 7 Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

урок 10

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Синтаксис — раздел   грамматики,   в   котором   изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтак­сис — греческое слово,  оно значит «составление»,  «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова синтаксические   единицы.   Основные   единицы   синтаксиса —1 словосочетание  и  предложение.

Изучение синтаксиса  способствует развитию речи,  так  как помогает правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более i подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит  основой для формирования умения логически стройно выражать  мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему правил знаков препинания,  которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их.

Виды связи

Основные виды связи между словами и предложениями — подчинительная  и  сочинительная.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (ч т о?) литературу; Я не знаю (ч е г о?), что будет со мною. (С. Есе­нин.) Подчинением связаны части подчинительных словосоче­таний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочи­нением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил.  (К. Седых.)

Основным  средством  связи  при  подчинении  слов  является окончание зависимого слова, например:  Я люблю подмосковные рощи…

Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемого -ю, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи — окончанием -ые.

Подчинительная связь между словами может быть уточнена предлогами. Сравните: идти из школы, идти мимо школы; отдыхать в лагере, вспоминать о лагере; отзыв о книге, ре­цензия на книгу и др.

Подчинение и сочинение могут быть оформлены союзами. Например: Когда солнце медленно вышло из-за горы, лучи его озолотили верхушки деревьев (сложноподчинённое предложение с союзом когда). Солнце медленно вышло из-за горы и озолотило верхушки деревьев (простое предложение с однородными сказуе­мыми). Солнце медленно вышло из-за горы, и лучи его озолотили верхушки деревьев (сложносочинённое предложение с союзом и). В устной речи интонация сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством выражения связи между словами в словосочетании, между членами предло­жения и предложениями: За окном в небе сильно загрохотало, треснуло, разорвалось. (П. Нилин.) Работает молотилка. Шуршат  приводные  ремни, стучит барабан, грохочут решёта. (В. Кочетов.)

В первом примере интонация объединяет слова в сочинитель­ном словосочетании: загрохотало, треснуло, разорвалось. В пред­ложении эти слова являются однородными сказуемыми. В сложном бессоюзном предложении объединяются интонацией перечисле­ния три простых предложения.

Упражнение 1.

Какие сочетания слов построены на ос­нове сочинительной, а какие — на осно­ве подчинительной связи? В словосочета­ниях обозначьте главное слово крести­ком сверху, проведите стрелку от главно­го к зависимому слову, задайте вопрос.

День и ночь; читать, писать, считать; конец главы; ум­ный, но рассеянный; роскошный наряд; спрос и предло­жение; очень красиво; тринадцатый раз; причесать дочь; надеть пальто; город и деревня.

Упражнение 2.

Составьте словосочетания так, чтобы слова в данных формах были то главны­ми, то зависимыми.

Образец: Воду — холодную воду, лить воду.

В линейку, весело, идущий, ночь, под зонтиком, розовый, с другом.

Упражнение 3.

Из данных словосочетаний составьте предложения.

1. Красивая птица, розовая птица, медленно шла, шла по болоту.

2.  Симпатичная старушка, старушка с чайником, с медным чайником, сидела на крылечке, на крылечке до­ма, своего дома.

3. Мысль о вечности, страшная мысль, возникла в со­знании, возникла однажды, в моем сознании.

4. Увидели на берегу, на дальнем берегу, увидели стадо, стадо коров, стадо овец.

•  Есть ли подлежащее в 4 предложении?

•   В каком предложении будет сочинительное сочетание слов?

 

Чтобы выделить словосочетания из предложения нужно:

1.  Подчеркнуть грамматическую основу предложения, которая словосочетанием не является.

2.  Выделить словосочетания, относящиеся к группе подлежащего.

3.  Выделить словосочетания, относящиеся к группе сказуемого.

Примеры:

Узкая дверь маленького домика медленно открылась и скрипнула несмазанной петлей. (А.Гайдар)

Основа предложения — Дверь открылась и скрипнула.

Группа подлежащего — дверь домика, узкая дверь, маленького домика.

Группа сказуемого (так как сказуемых в предложении два, выписываем сначала группу первого, а потом второго сказуемого) — медленно открылась, скрипнула петлей, несмазанной петлей.

Упражнение 4.

Выделите словосочетания в данных пред­ложениях.

1. Через минуту перед прокуратором стоял Марк Крысобой. (М.Булгаков) 2. Его спокойствие, мягкий голос и простота лица ободряли мать. (М.Горький) 3. Выстрел сорвал с крыши белый дымок инея. (М.Шолохов) 4. Григорий отказался от предложенной ему папироски. (М.Шолохов) 5. Недавно неожиданно обмелел попол­нявшийся горными ключами бассейн. (А.Гайдар)

урок 2 

Виды связи. Способы подчинительной связи

 

В предложении чаще встречается подчинение. Способы подчинительной связи — согласование, управление, примы­кание.

Согласование — такой способ подчинительной свя­зи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное:

Лениво дышит(Что делает?)  полдень (какой?) мглистый.   (Ф. Тютчев.)

В предложении сказуемое дышит согласуется с подлежащим полдень в ед. ч., а определение мглистый согласуется с подле­жащим в м. р., ед. ч., им. п. Согласование выражено оконча­ниями: -ит — у сказуемого, -ый — у определения.

Чаще всего согласуются сказуемые и определения.

Управлениетакой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже:     тормозить (что?) движение,    препятствовать (чему?) движению; писать (о чем?) о поездке;     описывать (что?)местность;     написать (что?)письмо; написать (кому?) другу; написать(о чем?) об экзаменах и др.

Управление выражается окончаниями зависимых слов и пред­логами.

В предложении управляются чаще всего дополнения:

Старик ловил (чем?) неводом рыбу.  (А. Пушкин.)

При согласовании изменение формы главного слова вызы­вает изменение формы зависимого (летн\ий дождь, летн\его дожд\я  и т. д.)„ а при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого:     

участвую в движени\и,  участвовать в движени\ и,  участвуешь в движени\и  и т. д.).

Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с  главным по смыслу,   а  также  интонацией   и   порядком  словочень милый, уехал (куда?) учиться, сказал (как?) волнуясь. Примыкают наречия, инфини­тив и деепричастия.

В предложении чаще всего примыкают обстоятельства:

Лениво катится (как?) река. (Ф. Тютчев.)

 

Упражнение 1.

 

Докажите, что зависимые слова примы­кают к главным, определив, к каким частям речи они относятся.

 

Рассказываю громко, пишу по-французски, подойти крадучись, просьба удалиться.

 

 

Упражнение 2.

 

1. Просклоняйте главное слово в словосо­четаниях. Следите за поведением зависимого.

Образец:     И.п.     Новый том

                     Р.п.      Нового тома  и т. д.

Любимое произведение, острые коньки, чужой ого­род, чьи песни.

 

•  Обозначьте окончания в главных и зависимых словах.

•  Как, изменяя главное слово, можно прийти к выводу, что слова в словосочетании связаны согласованием?

2.   Проспрягайте главное слово в словосочета­ниях. Следите за поведением зависимого.

 

Ловить рыбу, гулять с другом.

 

•   Обозначьте окончания в главных и зависимых словах.

•  Как, изменяя главное слово, можно прийти к выводу, что слова

в словосочетании связаны управлением?

Таблица "Виды связи слов в словосочетании

 

Согласование

Управление

Примыкание

Главное слово

Существительное

Глагол, существи­тельное, прилага­тельное

Глагол, существи­тельное, прилага­тельное, наречие

Зависи­мое слово

Прилагательное, причастие, место­имение-прилага­тельное, порядко­вое числительное, существительное

Существительное, местоимение-су­ществительное

Наречие, деепричас­тие, инфинитив, при­лагательные в прос­той сравнительной степени, местоиме­ния его, её, их

 

Упражнение 3.

 

Заполните таблицу.

 

 

Согласование

Управление

Примыкание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бегать по улице, ваша одежда, вторая смена, вычер­пать до дна, глиняная миска, извивающаяся змея, кофе по-турецки3, намерение искупаться, не увидеть сослепу, нос лодки, переписать набело, полюбить девушку, слу­шать молча3, столкнуть со стола, сходить к другу, таинст­венная незнакомка, черная папка, читать внимательно, ходить обнявшись, его сумка.

 

 

Упражнение 4.

 

Выпишите из предложений словосочета­ния, в которых слова связаны согласова­нием.

 

1. Мимо окон прошла чья-то3 тройка3. (И.Бунин) 2. Гимназия Стоюниной была перемещена с Фурштадтской улицы в очень хорошее помещение в доме Бессера на Владимирской площади. (Н.Лососий) 3. Запах антонов­ских яблок исчезает из помещичьих3 усадеб3. (И.Бунин) 4. Оранжевый забыли мяч в саду. (Б.Ахмадулина) 5. Го­ворливая2 толпа мужиков и баб валом валила с утра до вечеру по пыльным унавоженным переулкам между те­легами и палатками, лошадьми и коровами, балаганами и съестными, откуда несло вонючим чадом сальных жа­ровен. (И.Бунин)

 

 

Упражнение 5.

 

Прочитайте предложения. Выпишите из предложений словосочетания, слова в которых связаны управлением.

 

1. Щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. 2. Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. 3. В выборе пьес и распределении ролей я не принимал никакого участия. 4. Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. 5. Они свернули в сто­рону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то заби­рая направо, пока не вышли на дорогу. (А.Чехов)

 

 

Упражнение 6.

 

Дополните предложения словами, кото­рые примыкали бы к главным словам в словосочетаниях.

 

1. ... на улице шел дождь. 2. Очень вредно читать ... . 3. Собака ... подбежала к хозяину. 4. ... дети катаются на санках и лыжах. 5. На завтрак были яйца.... 6. Мы ... от­дохнули. 7. Дочка говорила....

 

Слова для справок: взволнованно, вкрутую, замеча­тельно, зимой, лежа, тотчас, утром.

 

 

Упражнение 7.

 

Определите виды связи слов в словосо­четаниях.

 

Восьмое января, голос учителя, дремать стоя, крайне усталый, моя биография, находиться в комнате, очень много, позвать тебя, поющий скворец, розовый цветок, старик рыбак, усталый от дел.

 

* Определите, чем выражены главные и зависимые слова.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Основные виды словосочетаний

 

Словосочетание это сочетание двух (и более) самостоя­тельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу

Любить (кого?) животных; хорошо (как?) обращаться (с кем?) с животными; дождь или снег; быстро, но хорошо.

Словосочетания формируются в предложении и  выделяются из него.

Так,   из   предложения   Осенний   ветер срывает   последние листья с берёз и осин выделяем прежде всего грамматическую основу, а затем словосочетания: грамматическая основа: ветер срывает;

словосочетания:

1)  осенний ветер; 2)  срывает листья; 3)  последние лис; 4)  срывает с берёз и осин; 5)  (с) берёз и осин.

По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные  и  сочинительные.

В предложении больше подчинительных словосочетаний, в которых одно слово является главным (от него и задаётся во­прос), а другое — зависимым. В предложении Осенний ветер срывает последние листья с берёз и осин существительные ветер и листья распространяются прилагательными, образуя подчинительные словосочетания: осенний ветер, последние ли­стья; глагол подчиняет себе существительные, образуя слово­сочетания: срывает листья, срывает с берёз и осин. Берёз и осин — сочинительное словосочетание.

Самостоятельные слова, входящие в подчинительные слово­сочетания, выполняют в предложении роль отдельных членов предложения.

Я верю (во что?) в добро. Осенний (какой?) воздух прозрачен.

Осенью птицы улетают ( куда?) на юг.

В сочинительных словосочетаниях нет главных и зависимых слов. В этих словосочетаниях объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому.

Сочинительные словосочетания обычно состоят из слов, отно­сящихся к одной части речи: день и ночь; гудит и воет; осенний, но тёплый; однообразно и уныло и др.

В состав подчинительных словосочетаний сочинительные сло­восочетания входят как одна часть — главная или зависимая. Например (в скобки заключены сочинительные словосочетания):

 (ясно и выразительно) говорить;  (загреметь и застучать) по крыше; читать (книги и журналы); связь (между городом и деревней).

В речи употребляются подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению. Такие словосочетания являются синонимичными. Например: девушка из города городская девушка; сцена театра театральная сцена; пожар в лесу лесной пожар; берег моря морской бе­рег и др. Однако такая взаимозаменяемость возможна не всегда: так, словосочетание исторический день нельзя заменить соче­танием день истории; словосочетание день в лесу не имеет синонимичного лесной день.

Сочинительные словосочетания занимают позицию (место) одного члена  предложения,  образуя  ряды  однородных  членов:

подлежащие: Благородство, бескорыстие, уважение к достоинству каждого человека, верность идеалам добра и спра­ведливости, строгость и требовательность к себе вот черты истинного интеллигента;

сказуемые: Герои этого романа не суетились, не ловчили, не лгали, не шли против совести;

второстепенные члены предложения: Зло можно победить лишь любовью, добром и состраданием.

 

ТЕСТ ​Словосочетание.

Часть А

А1    Найдите правильное определение словосочетания.

1)  Словосочетание — это два или несколько самостоя­тельных слов, объединённых по смыслу.

2)  Словосочетание — это два или несколько самостоя­тельных слов, объединённых грамматически.

3)  Словосочетание — это два или несколько самостоя­тельных слов, объединённых по смыслу и грамма­тически.

А2    Найдите именное словосочетание.

1)  поглощать кислород;

2)  свежо по-осеннему;

3)  два товарища;

4)  раздирать пополам.

A3    Найдите глагольное словосочетание.

1)  строительство дома;

2) чтение журнала;

3)  обвинять в недосмотре;

4)  зелёная долина.

А4    Найдите наречное словосочетание.

1) причудливо сочетаются;

2)  отчаянно бороться;

3)  чересчур громко;

4)  появиться кстати.

А5    Отметьте словосочетание со связью примыкание.

1) стремление к победе;

2)  собираемся на площади;

3)  появиться кстати;

4)  очаровательный малыш.

А6    Найдите ошибку в определении способа связи.

1)  загорелый юноша (согласование);

2)  отягощенный плодами (примыкание);

3) увлечение музыкой (управление);

4)  громко разговаривая (примыкание).

А7    Найдите правильное определение типа связи словосо­четания.

1)  наше присутствие (управление);

2)  приостановить движение (примыкание);

3)  хотел написать (согласование);

4)  прибыть вовремя (примыкание).

Часть В

Дрожит изумрудная капля в зелёной ладошке ольхи.

В1     Из приведённого предложения выпишите словосочета­ние (словосочетания) со связью согласование.

В2 Из приведённого предложения выпишите словосочета­ние, которое состоит из двух имён существительных, со связью управление.

ВЗ     Из приведённого предложения выпишите словосочета­ние, выражающее обстоятельственное значение.

Часть С

С1 Придумайте и запишите предложение, употребив словосочетания с тремя видами связи: согласование, управление, примыкание.

урок 4​ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о предложении

 

Предложение — основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Предложение имеет следующие признаки:

1)   предложение  является   высказыванием  о  предмете  речи. Сообщение,  вопрос  и  побуждение — разновидности  высказыва­ния;

2)   предложение является единицей общения;

3)   предложение имеет грамматическую основу;

4)   предложение   характеризуется   интонационной   закончен­ностью.

Например: Между водорослями по песчаному дну перебегают юркие пескари. (И. Соколов-Микитов.) Почему же покой не при­носит животным, постоянно обитающим в норах, долголе­тия? (М. Поповский.)  Скажи мне всю правду...   (А   Пушкин.)

 

 

Строение предложения

Вид предложения по структуре (строению) определяется грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или из одного главного члена (подлежащего или сказуемого)   Сравните:

1)   Приятно пахнет черёмуха.Приятно     пахнет     черё­мухой.

2)   За деревьями дом был едва виден.— За деревьями было едва видно дом.

По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. В простом предложении одна грам­матическая основа, в сложном — две и более.

Простые предложения: Прекрасна была земля в дивном се­ребряном блеске. (Н. Гоголь.) Береги честь смолоду. (Посло­вица.)

Сложные предложения: Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. (В Тушнова.) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В. Маяковский.)

Сочинительное словосочетание не делает предложение слож­ным, а образует однородные сказуемые: Правда в огне не горит и в воде не тонет.  (Пословица.)

 

 

Виды  предложений   по   цели   высказывания

Целью высказывания является сообщение, вопрос или по­буждение. В соответствии с этим простые и сложные предложе­ния делятся на повествовательные, вопроситель­ные   и   побудительные.

Повествовательные   предложения:

простое: Капельки осеннего тумана по стволам бегут ручья­ми слез.  (Д. Кедрин.);

сложное: Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо ро­кочет струна. (А. Сурков.)

Вопросительные  предложения:

простое: Что вам всем нужно для счастья? (Р. Рождествен­ский.);

сложное: Помните те серьги, что Чайковский подарил девоч­ке Фене? (К. Паустовский.)

Побудительные   предложения:

простое: Пусть каждый день и каждый час вам новое добу­дет.  (С. Маршак.);

сложное: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. (С. Маршак.)

Вопросительные и побудительные сложные предложения встречаются реже, чем повествовательные.

Повествовательные, вопросительные и побудительные пред­ложения различаются использованием специальных слов и форм слов. Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (неужели, разве, ли) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, где, куда, откуда, почему и др.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, а вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения. Разве я тебе этого не сказал? (М. Поповский.) Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С. Маршак.) О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев.) Но куда же напишу я? Как я твой узнаю путь? (М. Исаковский.)

Побудительные предложения обычно имеют один главный член — сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения: Думайте иногда о Дубровском. (А. Пушкин.) На­личие местоимения-подлежащего смягчает побуждение: Ты_ мне скажи откровенно... Ты мне дай совет...  (Л. Толстой.)

В побудительные предложения часто вводится обращение, на­зывающее лицо или предмет, которые побуждаются к действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пуш­кин.)

 

 

 

 

Упражнение 1. 

 

Определите типы предложений по цели высказывания.

 

1. Кто тропку к двери проторил, к дыре, засыпанной крупой, пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По? (Б.Пастернак) 2. Дыши да не дунь, гляди да не глянь. (М.Цветаева) 3. Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом, жена на локоны взяла последний рубль, супруг, убитый лавочкой и флюсом, подсчитывает месячную убыль. (Саша Черный) 4. Зачем же, сердце, ты грустишь? Откуда эта боль? Грасильда, пой, Грасильда, пой, маячь пути ко сну. (И.Северянин) 5. Поедем в Царское Село! (О.Мандель­штам) 6. Мебель трескается по ночам. Где-то каплет из водопровода. (Арс. Тарковский)

 

 

 

 

Упражнение 2.

 

Анализ текста.

 

"Радуешься? — уныло спросила мать, глядя на ее оживленное лицо. — Скоро сыграем свадьбу?" — "Ско­ро, — ответила она и бросила свою кругленькую серую шляпу на диван. — Во всяком случае, он на днях оставит санаторию." — "Здорово твоему отцу влетит, марок ты­сяча." — "Я сейчас по всем книжным магазинам рыска­ла, — вздохнула дочь. — Он непременно требовал Жюля Верна и Шерлока Холмса. И оказывается, что он никогда не читал Толстого." — "Конечно, он мужик, — пробор­мотала мать. — Я всегда это говорила." — "Слушай, ма­ма, — сказала она, слегка хлопая перчаткой по пакету с книгами, — давай условимся. С сегодняшнего дня боль­ше никаких таких милых замечаний. Это глупо, унизи­тельно для тебя и, главное, совершенно ни к чему." — "Не выходи ты за него замуж, — изменившись в лице, проговорила мать. — Не выходи. Умоляю тебя. Ну, хо­чешь, я бухнусь перед тобой на колени..." (В.Набоков)

 

•  Определите типы предложений по цели высказывания во всех репликах героев.

•  Определите формы глаголов-сказуемых в анализируемых предложениях.

 Виды предложений по эмоциональной окраске

 

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные    и    невосклицательные.

Восклицательными чаще бывают простые предложения, хотя встречаются и сложные восклицательные предложения: Каким прекрасным мог быть мир, земля, со всей ее природой, если бы человек лелеял ее! (Д. Гранин.)

В начале повествовательных восклицательных предложений часто употребляются частицы как, какой, что за и др. и междо­метия: Ну что за шейка! Что за глазки!.. Какие перышки! Какой носок!..  (И. Крылов.) Ах, какая прелесть! (Л. Толстой.)

Вопросительные предложения с восклицательной интонацией, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание,  называются риторическими вопросами. Например: Кто из писателей не пользовался метафорой! (В. Катаев.) — Все писатели пользовались метафо­рой; Кто может проникнуть в тайны чужих мыслей? (В. Ка­таев.) — Никто не может проникнуть в тайны чужих мыслей. Ри­торические вопросы обладают большой выразительностью, эмо­циональностью. Они употребляются в художественной речи как яркое стилистическое средство. Риторический вопрос часто ста­вится для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

В конце риторических вопросов на письме ставится вопро­сительный или восклицательный знак (иногда оба):

Кто теперь не знает в нашей стране песни о Ермаке? (Е. Фёдоров.) Неужели даже этого не понимаете?! (В. Шукшин.) Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. Гоголь.)

Побудительные предложения с восклицательной интонацией часто начинаются частицами да, пусть, пускай и др.: Да приснят­ся тебе самые лучшие, самые красивые сны! (А. Чехов.); Пусть будут на речках да светлые воды, пусть плавают в речках гусей хороводы. (М. Исаковский.)

В конце восклицательных предложений с частицами что, за, какой, как, да, пусть и др. обычно ставится восклица­тельный знак.

 

 

Упражнение 1.

 

Укажите, какие признаки свидетельствуют о том, что данные предложения восклицательные.

 

1. Ай-ай, как нехорошо подслушивать! (В.Набоков) 2. Какие прекрасные игрушки! (Саша Черный) 3. Как меч­тать хорошо Вам в гамаке камышовом над мистическим оком — над бестинным прудом! (И.Северянин) 4. Фимка, я так счастлива! 5. Разве это жизнь?! (С.Довлатов) 6. Не надо этих жалких слов! (Л.Рубинштейн)

 

 

 

Упражнение 2.

 

 Выпишите предложения в следующем порядке: 1) повествовательное невоск­лицательное; 2) повествовательное восклицательное; 3) вопросительное невосклицательное; 4) вопросительное восклицательное; 5) побудительное невосклицательное; 6) побудительное восклицательное.

 

1. Ты где ночевал, дружище?! (С.Довлатов) 2. Пацаны! Аида раков ловить! (Л.Рубинштейн) 3. Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистичес­кого строительства! (А.Платонов) 4. Кто из детей пра­вильно ухаживает за домашними растениями? (Л.Рубин­штейн) 5. "Позвольте с вами рассчитаться," — проскулил убитый Степа и стал искать бумажник. (М.Булгаков) 6. Трамвай поехал дальше, а в нем поехал мальчик. (О.Мандельштам).

 

 

 

 Упражнение 3.

 

Анализ текста.

 

Азазелло с видимой скукой выслушал эту бессвязнук речь и сказал сурово:

— Попрошу вас минутку помолчать. Маргарита покорно замолчала.

— Я приглашаю вас к иностранцу совершенно безо­пасному. И ни одна живая душа не будет знать об этом посещении. Вот уж за это я вам ручаюсь.

— А зачем я ему понадобилась? — вкрадчиво спросила Маргарита.

— Вы об этом узнаете позже.

— Понимаю... Я должна ему отдаться, — сказала Мар­гарита задумчиво.

На это Азазелло как-то надменно хмыкнул и ответил так:

— Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, — рожу Азазелло перекосило смешком, — но я разочарую вас, этого не будет.

— Что за иностранец такой?! — в смятении восклик­нула Маргарита так громко, что на нее оглянулись про­ходившие мимо скамейки, — и какой мне интерес идти к нему? (М.Булгаков)

 

* Проанализируйте все предложения в репликах по схеме: 1) тип по цели высказывания, 2) тип по эмоциональной окрашен­ности

ПРОСТОЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Основные виды простого предложения

 

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные  и  односоставные.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными: Правда глаза колет. (Пословица.) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односо­ставными: Бездонной кадки водою не наполнишь.  (Пословица.)

По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространёнными и распрост­ранёнными:   1)  Лес шумел.   (В.  Короленко.)   (это  простое, двусоставное, нераспространённое предложение); 2) Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо  кивает  головой. (М. Лермонтов.) (это простое, двусоставное, распространённое предложение).

Распространёнными и нераспространёнными могут быть и односоставные предложения. Пословица Слезами горю не по­можешь представляет собой простое, односоставное, распростра­нённое предложение. Светает — простое, односоставное, не­распространённое предложение.

Предложения, включающие однородные подлежащие и ска­зуемые, но не имеющие второстепенных членов, не являют­ся    распространёнными:    Лес зашумел, застонал,    затрещал. (Н. Некрасов.) И зажурчали, зазвенели деревья, воздух и луга. (А. Яшин.)

 

Порядок слов в предложении

В русском языке каждый член предложения имеет свое опре­делённое место.

Подлежащее обычно ставится перед сказуемым. Согласован­ное определение — перед определяемым словом, обстоятельство

образа действия — перед сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнение — после сказуемого. Такой порядок слов называет­ся п р я м ы м.

В речи указанный порядок членов предложения часто нару­шается. Изменение прямого порядка слов называется инвер­сией   (лат. «инверсно» — перестановка). Инверсия позволяет:

1)   выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;

2)    выразить  вопрос  и  усилить эмоциональную  окраску  речи;

3)  связать части текста. Так, в предложении Роняет лес багря­ный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (ср. пря­мой порядок: Лес роняет свой багряный убор).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

Примечание. Особенно часто инверсия встречается в поэтиче­ской речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской, белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

(М. Лермонтов.)

 

Логическое ударение

Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интона­цией отмеченные слова:

1) В нашем саду созрел виноград; 2) В нашем саду созрел виноград; 3) В нашем саду созрел виноград.

В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного со­беседникам.

Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важ­ное в сообщении, называют логическим ударением.

Самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением. Порядок слов — средство устной и письменной речи, а логическое ударение — только устной речи. Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.

Умение выделять наиболее значимое в предложении — необ­ходимое условие выразительной

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz