Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2019, 15:29

Русский язык - легко!

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ на уроках литературы.

ИКТ на уроках литературы

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету.»

                               К.Д.Ушинский

            К сожалению в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Исправить ситуацию можно  за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:

·                     повышение мотивации обучения,

·                     развитие познавательной активности учащихся,

·                     стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

На своих уроках я использую компьютер как:

·                     средство информационной поддержки учебного процесса;

·                     дополнительный источник информации;

·                     средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;

·                     универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

 

Задача учителей на любом этапе обучения – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию.  Вот здесь на помощь придут уроки - игры. На таких уроках  учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Особый интерес у моих учеников вызывает игра «Кто хочет стать отличником», которую я провожу на одном из уроков литературы в 5 классе при изучении поэмы А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила»

В процессе подготовки к уроку учащиеся получили задание: выяснить  значение устаревших слов, познакомиться с важными этапами жизни поэта, внимательно прочитать текст.  

Занимались ученики исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск информации, связанной с жизнью и творчеством поэта.

Цель:

1.                 Прививать любовь к литературе, проверить знания текста, учить работать с дополнительной литературой, словарями.

2.                 Развивать мышление, развивать и обогащать словарный запас.

3.                 Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

·                    Портреты А.С Пушкина, иллюстрации к поэме, рисунки учащихся, словарь А.Даля

·                    Компьютер, мультимедиапроектор

План проведения.

I.                   Организационный момент:

1.     Деление на группы (пары).

2.     Знакомство с условиями игры.

Урок  выполнен в формате известной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером»

3.     Ребята делятся на пары (или группы). Чтобы дойти до финала, группе необходимо ответить на 10 вопросов.

II.      Ход игры

(просмотр презентации)

Вопросы разделены на 3 блока.

1 блок (1-5 вопросы) – «Несгораемая «3»»

                     Включены вопросы о жизни поэта, биографии, о друзьях Пушкина, истории создания поэмы, вопросы на знание текста «Угадай героя по описанию».

2 блок  (6-8вопросы) – «Несгораемая «4»»

                     Вопросы , акцентирующие внимание на деталях текста, которые помогают лучше понять поведение героя.

3 блок (9-10вопросы)- «Несгораемая «5»»

                     Вопросы повышенного уровня сложности, требующие глубокого знания текста, изучения значения слов, работы с дополнительной литературой.

Ребята имеют право на 3 подсказки: «50/50» - убирается 2 неверных ответа, «Звонок другу» - определяется заранее ученик, которому будет задан вопрос, «Помощь зала» - голосование зрителей(т.е. учащихся класса).

Не менее интересно проходит  другой урок  в формате телевизионной игры «Своя игра».  Данный урок провожу после изучения нескольких рассказов начала 20 века: И.Шмелева, Е.Замятина, А. Ремизова, М.Зощенко, А Сологуба.

 Игровая  форма урока позволяет вспомнить и обобщить изученный материал, а это несколько рассказов, подготовиться к написанию отзыва, развивает речевые, мыслительные  навыки, т.к. требуется полная  и точная формулировка ответа на поставленный вопрос.

Ход урока

1.                 Организационный момент

Объяснение условий игры

Каждый ученик играет сам за себя. Т.е. самостоятельно по поднятой руке отвечает на поставленный вопрос, набирая тем самым баллы за правильный и полный ответ.

Жюри ( Учитель, возможно воспитатель или родитель) отслеживает. Кто первый поднял руку и дает право ответить. При неправильном ответе учащегося возможность ответить передается тому, кто вторым поднял руку.

(просмотр презентации)

В учебнике «Психология», автором которого является В.А. Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время». Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Таким образом, игра учит.

Уроки, разработанные мною, по организационным формам можно отнести как к индивидуальным, так и групповым.

На уроке литературы ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Lyudmila280175 (05.02.2013)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz